Книга Лоуренса оказалась коварна так же, как и ее главный герой. Вроде бы только взял в руки, пробежался глазами по первой странице, а потом раз – и с недоумением смотришь на послесловие. И ведь совершенно ясно осознаешь, что она ничем не выделяется из ряда себе подобных. Типичный середнячок, приятный способ скоротать пару свободных часов. Только вот почему-то так и тянет поставить ее рядом с мастодонтами жанра. И, по моему мнению, она это заслуживает. Хотя бы из-за своего удивительного послевкусия, которое, будто от чашки хорошего чая, продолжает радовать еще долгое время. После книг Мартина чувствуешь себя перетянутой струной, старой и потертой, готовой сорваться в любой момент; после произведений Аберкромби появляется ощущение, будто тебя ударили по голове чем-то очень тяжелым. А после романа Лоуренса остается полная сумятица в сердце и зуд на самых кончиках пальцев. И невыносимо хочется узнать, что же все-таки будет дальше.
Помимо замечательного остатка, в книге есть и иные аспекты, заслуживающие похвалы.Помимо замечательного остатка, в книге есть и иные аспекты, заслуживающие похвалы.
Например, персонажи. Ощущается, что над характерами была проделана колоссальная работа. Вернее, над характером. Автор сознательно бросил все силы на прорисовку центральной фигуры на доске, принца Йорга. И его характер, что логично, получился самым живым и объемным. Полным полутонов и неоднозначностей.
К слову, я до сих пор удивляюсь, как Лоуренсу удалось так мастерски сыграть на противоречиях. Не только на центральном противопоставлении протагониста-ребенка и всей той жестокости, что он творит день за днем. Но и во многом другом. В тех же действиях Йорга пропадает всякая бессмысленная жестокость, стоит на горизонте появиться достойной цели. И садист, который во время разговора прокручивает в голове способы умертвить своего собеседника, в один момент превращается в равнодушного тактика и стратега. Довольно занятно выходит, однако.
И, что удивительно, несмотря на тот Ад, что творится на книжных страницах, автор так и не позволяет надолго забыть, что перед нами четырнадцатилетний подросток. Пусть это почти не ощущается в его мыслях, но находит свое отражение в восприятии мира и действиях. А еще - этот подросток взрослеет. На наших глазах меняется, незаметно превращаясь в другого человека. Раз - Йорг вспарывает горло соратнику, просто оказавшемуся не в том месте и времени. Два - помешкав, оставляет в живых потенциальную угрозу. А ты сидишь и думаешь о том, когда же произошла это метаморфоза, незаметная, но перевернувшая с ног на голову весь сюжет.
Остальные же персонажи набросаны скорее схематично. Они полны условностей и банальностей, но от этого не проигрывают, а, наоборот, только лучше справляются со своей задачей – подчеркивают главного героя. Который, на их фоне, и кажется таким ярким и запоминающимся.
Мир достоин отдельного упоминания. Прежде всего, это прекрасный пример нестандартного постапокалипсиса. На первый взгляд мы имеем типичное для темного фэнтези средневековье, с рыцарями под развевающимися знаменами и величавыми замками. А вот на второй открывается кое-что интересное. Например, искусственный интеллект, с которым у Йорга состоялся восхитительный диалог. Только представьте себе: компьютер, требующий выполнить вход в систему, и мальчишка, которому он видится заточенным призраком. Или книги, который главный герой периодически пытается читать. Ницше и Платон, ядерный синтез и мутационная изменчивость. И если первое находит понимание, то последнее кажется ему набором лишенный смысла слов.
«Может статься, я выкрал всего-навсего старинную книжку сказок», - говорит он. И хотя бы за эти многочисленные детали и вкусности я готова признаваться автору в глубокой симпатии.
Подводя итог всему вышесказанному, могу с уверенностью сказать, что мы имеем перед собой крепкого представителя жанра. А с учетом того, что это только дебют – то вполне можно надеяться, что на наших глазах на небосвод темного фэнтези восходит новая звезда. Которая, вполне возможно, еще скажет свое веское слово в жанре.